YouTube-канал РААСН

СОБЫТИЯ

АРХИВ

Версия для слабовидящих

Четверть века спустя
Авторы концепции Сургутского художественного музея (СХМ) снова собрались вместе спустя 25 лет, чтобы отпраздновать юбилей проекта. Столичные эксперты поделились своими воспоминаниями о первом визите в Сургут и обсудили актуальные проблемы музейного дела с коллегами из Югры.



В начале 1990-х власти города доверили пятерым специалистам из Москвы разработать концепцию будущего музея. Сегодня это одно из самых узнаваемых культурных учреждений региона.

Концепция СХМ, написанная в начале 1990-х, состоит из трехсот страниц, на которых изложены цели и задачи, намечены перспективы развития. От заданного курса приходилось отклоняться по объективным причинам. Время и условия жизни диктовали свои правила. Среди авторов документа – член-корреспондент РААСН, вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор Российской Федерации Сергей Викторович Гнедовский. Он сразу обратил внимание на соседство художественного музея с краеведческим. Изначально задумывалось, что СХМ расположится в здании на улице Энгельса, где сегодня базируется художественно-промышленный колледж.

«Я больше занимаюсь театральной архитектурой, а тут построил музей. Мы постарались инсценировать пространство. Проектировали здание специально для художественного музея (речь идет о здании на ул. Энгельса, 7. – Прим. автора.). Затем нам было предложено заняться музейным центром. И мы попытались повторить все задуманное. Архитектура – это говорящее искусство, которое проектирует атмосферу. Сейчас складывается другая ситуация в архитектуре. Во многих музеях поведение, как в гипермаркете, когда предлагают на выбор посетить – театр или выставку… Ощущение исключительности события пропадает. Получается, что человек ходит из одного отдела в другой. Это неправильно», – считает С.В. Гнедовский.

Искусствовед, историк и сооснователь радио «Культура» Анатолий Голубовский придерживается мнения, что выбор помещения второстепенен, ведь музеи давно научились выходить за пределы своих стен.

«Тут коллеги обмолвились, что Сургут якобы провинциальный город. А я не согласен. У вас населения порядка 400 тысяч, по меркам Европы это столица. Мне кажется, музей в сибирском промышленном городе – это инструмент создания столичности. Под столичностью я имею в виду элемент качества жизни. Вы не столица, но подходите к развитию своей жизни со столичными мерками. Ликвидировать комплекс провинциальности – вот это и есть задача музея. А в каком месте это будет – в отдельном здании или вообще в городской среде, значения не имеет», – убежден искусствовед.

Сегодня как никогда музейщиков волнует тема бюрократизма в их сфере деятельности.

- Мы называем наших посетителей «гости» или «друзья». А в официальных документах они нивелировались до состояния «потребитель услуг». И музейная работа нивелировалась до слова «услуга», – сетует заместитель директора СХМ Ольга Перепечина.

- Все мы живем в состоянии такой управленческой шизофрении. Почему? Потому что существуем в двух реальностях. В одном регионе нужно было закупить книги для всех библиотек. Составили список. Но его «завернули» в казначействе. По правилам закупок нужно было указать альтернативные варианты товара. Эти бедные библиотекари говорят: «Ну какая альтернатива у произведений «Война и мир», «Анна Каренина», «Евгений Онегин»?». В казначействе поняли специфичность ситуации, но настояли, чтобы в списке написали: «Война и мир» или аналог»... Все закончилось хорошо. Я на что обращаю внимание? Главное, что библиотекари не задумались над тем, что такое аналог «Войны и мира». Вот если бы задумались, дело бы закончилось психиатрической клиникой… Не пытайтесь соединить бюрократию и вашу реальную работу - иначе «палата №6», - посоветовал югорским коллегам доктор искусствоведения Алексей Лебедев.

В завершение встречи российский искусствовед Михаил Каменский обратился к музейщикам автономного округа с просьбой всегда оставаться в диалоге с представителями власти, не переставать напоминать о себе и своей деятельности, чтобы город и регион продолжали ассоциировать себя с мощно растущими культурными брендами.

1 ноября СХМ исполнилось 25 лет. По меркам музеев — возраст совсем еще юный, но для тех, кто все эти годы трудился в стенах учреждения, это большая часть профессиональной жизни. Только задумайтесь, чего стоит привить провинциальному промышленному городу, где и по сей день не удалось до конца избавиться от менталитета «временщиков», культурную привычку – с нетерпением ждать открытия новых выставок, искренне радоваться возможности увидеть картины истинных мастеров кисти. Сотрудники музея не скрывают, что самый авантюрный и дерзкий их проект за минувшую четверть века – это сам Сургутский художественный музей, основанный в конце XX века с нуля.

Источник: Официальный сайт Союза архитекторов России (по материалам ugra-news.ru).
06 Ноября 2017.