YouTube-канал РААСН

СОБЫТИЯ

АРХИВ

Версия для слабовидящих

Архитектурная элегия как уходящая натура
1 февраля 2018 года в фойе Центрального дома архитектора открылась выставка, приуроченная к 60-летию главного архитектора проектного института «Арена», академика РААСН Дмитрия Вильямовича Буша.

Юбиляр на протяжении нескольких лет методично восстанавливал бумажное наследие 1980-х – начала 1990-х гг. В основном это листы, выполненные им совместно с Д. Подъяпольским и А. Хомяковым, а также с С. Чукловым, для отечественных и зарубежных конкурсов. Дело в том, что большая часть конкурсных работ осела в коллекциях и музеях, так что другого варианта просто не было. Если учесть запредельную трудоемкость каждого листа – техника бесконтурной штриховой графики предполагает работу над одним проектом на протяжении нескольких недель – можно представить, какой это был тяжелый и вязкий – но вдохновенный и наверняка способствовавший всплытию реликтов сознания – труд. Новые листы своей белизной оттеняли несколько раритетов — оригиналов, сохранившихся с позднесоветских и перестроечных времен и также присутствовавших в экспозиции.

Два слова о вкладе этой команды в бумажное движение 1980-х. Д. Буш и А. Хомяков влились в него с самого начала, чуть позднее к ним присоединился Д. Подъяпольский. Уже на рубеже 1980-1990-х гг. несколько листов были выполнены в паре с С. Чукловым. В 1984 г. Д. Буш с коллегами стали первыми с проектом «Интерплей», развивавшим тему проницаемости и парадоксальных отражений, на конкурсе «Стеклянная башня», объявленном журналом JapanArchitect. Потом были многочисленные премии разного достоинства, включая победу в 1990 г. на Европан-2 с жилым кварталом на Борнхольмштрассе в Берлине.

Однако бумажные проекты составляли лишь первую часть выставки. Вторая половина – это акварели 2000-2010-х гг. супруги Дмитрия Вильямовича Елены Ериной, преподавателя Московского художественного института им. В. Сурикова. Темы самые разные – от ведут и дачных этюдов до натюрмортов. Но в данном случае главное не жанр, а своеобычный творческий почерк, который объединяет все листы и вступает в очевидный диалог с бумажными проектами предшествующей эпохи. Их особенность – это прозрачность, возведенная в абсолют, это вся та же бесконтурность (понятно, результирующая – в процессе работы от первоначальной прорисовки никуда не денешься), это нюансное сочетание пастельных оттенков, бесконечность этих градаций. Наконец, все та же фантастическая многодельность.

Не секрет, что многие архитекторы занимаются живописью и графикой, но лишь единицы по факту в состоянии выработать собственную неповторимую художественную манеру, что собственно и отличает художника. В современном архитектурном цеху сразу вспоминаются фамилии С. Миндрула, Н. Шумакова, А. Карповского. Е. Ерина безусловно пополняет этот ряд художников, вышедших из – или поднявшихся над — профессией архитектора.

Эффекты зеркальности и пространственности экспозиции, ее элегичность при сдержанности, если не лаконизме артистических средств, взаимоотношения диалогичности и – одновременно – преемственности представленных творческих принципов – это феномен уходящей архитектурной натуры в век цифровизации, в том числе, профессии архитектора. В этой перспективе выставка Д. Буша и Е. Ериной воспринимается как неаффектированное ностальгическое «прости» скрывшейся за поворотом исторической эпохе.


Проект «Монплезир». Конкурс СА СССР. 1985 г. Архит. Д. Буш, Д. Подъяпольский, А. Хомяков. I премия.


Сарай. Бумага, акварель. 2014 г. Художник Е. Ерина.

Источник: "Архитектурный вестник" печатное и интернет‑издание об архитектуре.
08 Февраля 2018.