Презентация книги П.О. Авена «Абрамцевская керамика в частном собрании»
29 января 2019 года во Всероссийском музее декоративного искусства состоялась презентация книги
Петра Авена «Абрамцевская керамика в частном собрании». Участники мероприятия обсудили возможности и перспективы совместной исследовательской и выставочной работы музеев с коллекционерами, которая дает интересные и ценные результаты.
В мероприятии приняли участие:
- Петр Авен, коллекционер;
- Елена Титова, Директор Всероссийского музея декоративного искусства;
- Элеонора Пастон, Главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения. Автор-составитель книги «Абрамцевская керамика из частной коллекции»;
- Елена Воронина, Директор Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево»;
- Мария Нащокина, Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, зав отделом архитектуры и градостроительства Нового времени, доктор искусствоведения, академик РААСН;
- Светлана Баранова, Главный научный сотрудник факультета истории искусства РГГУ. Доктор исторических наук, кандидат искусствоведения;
- представители музеев, галерей, искусствоведы, представители СМИ.
Книга «Абрамцевская керамика в частном собрании» из коллекции
Петра Авена включает в себя научный каталог собрания и историю деятельности Абрамцевской гончарной мастерской (1890–1918) как уникального явления в истории русской художественной культуры и искусства, сыгравшей огромную роль в становлении новых технических и художественных приемов в керамической скульптуре и декоративно-прикладном искусстве России. «
Надеюсь, мое собрание, его описание внесут свой вклад в уточнение представлений о сделанном в Абрамцеве, помогут четче атрибутировать некоторые предметы», – отмечает
Петр Авен.
В каталог вошли 55 предметов – работы Михаила Врубеля, Александра Головина, Александра Киселева, Саввы Мамонтова, Александра Матвеева, Николая Сорохтина и других художников Абрамцевской мастерской.
«
Отдельные вещи, которые мне посчастливилось приобрести, весьма редки – это, в частности, относится к некоторым вазам Врубеля и майоликовым скульптурам Матвеева – возможно, крупнейшего русского скульптора XX века», – уточняет коллекционер.
Автор-составитель книги – доктор искусствоведения
Элеонора Пастон, автор многочисленных публикаций по проблемам русской художественной культуры и русского искусства второй половины XIX – начала XX века, изданных в России, Европе и США, куратор экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну».
Презентация книги состоялась в залах экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну», которая была открыта во Всероссийском музее декоративного искусства чуть более года назад. Экспозиция раскрывает этапы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от 1830-х до 1900-х годов. В экспозиции представлены уникальные предметы народного искусства из коллекции музея – ткачество и вышивка, изделия из металла, дерева; изделия мастеров эпохи историзма; произведения декоративно-прикладного искусства неорусского стиля из дерева и керамики, выполненные по эскизам художников мастерами Абрамцева и Талашкина, а также других мастерских и промыслов.
Развитие «русского стиля» во многом обязано поддержке меценатов. Например, Абрамцевский художественный кружок, в который входили живописцы Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Василий и Елена Поленовы, Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Илья Остроухов и Михаил Нестеров, был организован Саввой Мамонтовым. Кустарный музей, который был хранителем экспедиционных материалов конца XIX века и художественных шедевров, созданных в рамках развития Русского стиля, был спроектирован и создан другим меценатом - Сергеем Морозовым.
Сегодня меценатство продолжает играть ключевую роль в развитии искусства, поддерживает культуру. Реализация проекта «Русский стиль. От историзма к модерну» также была бы невозможна без участия мецената, коллекционера и друга музея
Петра Авена. Важно и знаково то, что презентация книги «Абрамцевская керамика в частном собрании» из коллекции
Петра Авена состоялась во Всероссийском музее декоративного искусства, так как музей является приемником коллекции Кустарного музея.
Обращение к истокам декоративно-прикладного искусства России и его творческое переосмысление – один из трендов современного российского общества и отечественного дизайна. Представляемую книгу можно рассматривать как вклад в изучение и популяризацию искусства России.
Источник:
Официальный сайт Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.