Год назад, 30 октября не стало
Виталия Владимировича Лазарева, заслуженного архитектора РФ, лауреата Государственной премии России, лауреата премии Совета Министров СССР, кандидата архитектуры, почётного члена РААСН, профессора московского отделения Международной академии архитектуры, члена Союза архитекторов с 1962 года.
Виталий Владимирович ещё с детства мечтал посвятить себя зодчеству. Воспитанный школой профессора
М.О. Барща и его коллег,
Лазарев был талантливым архитектором и автором более 140 творческих работ, в числе которых около 60 проектов. Одним из них стал победивший в Международном конкурсе проект телевизионной башни в Багдаде. Проект был утверждён президентом Ирака, но его реализации помешал государственный переворот.
Драматический театр имени Л.Н. Толстого в Липецке, музыкально-драматический театр в столице Тывы городе Кызыле, областной драматический театр в столице Хакассии Абакане, широкоформатный кинотеатр «Сатурн» в Тольятти, санаторный комплекс «Ливадия» на Южном берегу Крыма, – далеко не полный перечень объектов, созданных
Виталием Владимировичем Лазаревым.
Примечательна и исследовательская работа
Лазарева. В созданной под его руководством монографии «Национальное пространство»
Виталий Владимирович и его коллеги обобщили многолетний архитектурный научно-практический опыт по устойчивому развитию городов. Особая ценность монографии в том, что в ней не только обозначены характерные градостроительные проблемы, но и предложены модели их решения.
В своей работе
Виталий Владимирович Лазарев умел мастерски соединять творческий подход, практическую составляющую и опыт архитектора-исследователя. Именно об этом – о совмещении в профессии архитектора теоретического и практического начал, необходимом для реализации проектов по формированию гармоничной городской среды, – его статья, которую он не успел опубликовать.
В память о талантливом и неординарном архитекторе читателям Газеты «СА» предлагается авторская версия материала.
Творческое сотрудничество при реализации программ формирования гармоничной среды жизнедеятельностиПрофессия архитектора, требующая владения творцом разносторонними способностями и высокой культурой, занимает особое место в современном динамично изменяющемся мире, где продолжает увеличиваться число профессиональных специалистов. Именно сложный, синтетический характер архитектурной науки, развивающейся на стыке науки, искусства и техники, определяет и поддерживает многовековую традицию зодчества. Более того, в профессии архитектора – подлинные истоки и корни профессии градостроителя.
Отделившись в свое время от alma mater, градостроитель-проектировщик всё же не может не пользоваться архитектурными понятиями, терминами, а также и представлениями общей теории композиции. В свою очередь, архитектор-практик, придерживающийся широкого градостроительного подхода при проектировании зданий, сооружений и комплексов, (т.е. в процессе творчества) также совершает непрестанное восхождение от части к целому с последующим возвращением от целого к его частям. Однако проектировщику-градостроителю – в отличие от архитектора – чаще всего приходится иметь дело с постоянно меняющимся объектом творчества, реализация которого затягивается на многие годы, поскольку изменяющиеся условия периодически требуют существенной корректировки первоначального проектного замысла.
Понятие «городская среда», отражающее сложное единство соединённых во времени (можно сказать «спрессованных временем») отдельных зданий и сооружений в городе, а также сформировавшийся средовой подход к проектированию и реконструкции градостроительных комплексов открывают новые возможности. Междисциплинарные программы создают плодотворное поле деятельности, активизируя синтез искусств (градостроительства и архитектуры, скульптуры, монументальной живописи, дизайна и др.), а также инженерного искусства и строительного мастерства.
В наступившем XXI веке формирование экологически обеспеченной среды жизнедеятельности при сохранении качества и разнообразия культурного и природного наследия предъявляет всё более высокие требования к профессиональной культуре архитектора. В современных условиях он становится не только композитором, но и режиссёром «четырёхмерных произведений, созданных им по своеобразным «визуальным сценариям».
Профессиональную культуру нельзя воспринимать «с чужих слов», исходя из умозаключений теоретика, видящего архитектуру не изнутри профессии, а как бы со стороны. «Я убеждён, – писал в своей книге «Эволюция градостроительства»
А.Э. Гутнов, – что лучший теоретик – это практик, который больше интересуется общим логическим обоснованием рабочих процедур своей творческой деятельности».
Сорок пять лет назад
А.К. Буров утверждал, что ядро Академии (речь шла об Академии строительства и архитектуры СССР) должны составлять архитекторы, счастливо одарённые одновременно в разных сферах – архитектурном творчестве и науке. При этом вспоминаются его слова: «...конъюнктурные соображения при выборах в состав Академии рано или поздно, но неизбежно приведут к её деградации...»
Подобно поэту и учёному, авангардисту и строгому теоретику Василию Кандинскому,
Андрей Константинович Буров построил свою жизнь на соединении не соединяемых начал. Известный архитектор и градостроитель, разносторонний учёный и изобретатель – он, как и академик
Иван Сергеевич Николаев, убеждённый в необходимости тесной связи науки и практики, стоял у истоков Историко-культурной природосредовой научной школы.
Развитие города представляет собой цикличный «пульсирующий» процесс, в котором период территориального роста сменяется качественно новой фазой, связанной со структурной реорганизацией градостроительной системы, или, напротив, в результате депрессии наступает кризисный период. Представление об объекте культурного наследия как о музейном экспонате давно уступило место представлениям о самоценности его исторического контекста: прошлое становится неотъемлемой частью современного города.
Многие из специфических черт планировочной организации исторического города находят закономерное объяснение при изучении самых ранних стадий возникновения и дальнейшего развития поселения.
Источник:
Официальный сайт Союза архитекторов России.