Главная
К 150-летию со дня рождения академика архитектуры И.В.Жолтовского (1867—1959)
Российская академия архитектуры и строительных наук, Московский архитектурный институт, Союз архитекторов России подготовили Программу Юбилейных мероприятий, посвященных жизни и творчеству выдающегося архитектора, теоретика архитектуры, педагога, академика архитектуры Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959).

Программа Юбилейным мероприятий:

27 ноября 2017 года, 13:00 (день рождения И.В. Жолтовского) – возложение цветов на могилу архитектора (Новодевичье кладбище).
27 ноября 2017 года, 15:00 – торжественное заседание (РААСН, к. 103).
28 ноября 2017 года, 15:00 – открытие выставки «И.В. Жолтовский. Легенда» (МАРХИ, Галерея ВХУТЕМАС).
29 ноября 2017 года, 15:00 – открытие выставки «И.В. Жолтовский в МАИ» (МАРХИ, холл Красного Зала).
30 ноября 2017 года, 15:00 и 1 декабря 2017 года,15:00 – научная конференция «И.В. Жолтовский в МАИ» (МАРХИ, Красный Зал).
10, 17 и 24 ноября 2017 года – автобусные экскурсии по московским объектам (постройкам) И.В. Жолтовского.

Программа конференции –
http://www.niitiag.ru/events/upcoming/konf_akademik_zholtovskiy_v_istorii_otechestvennoy_arkhitekturnoy_shkoly

РААСН (Москва, ул. Б. Дмитровка, д.24, стр.1)
МАРХИ (Москва, ул. Рождественка, д. 11)



Архитектор Иван Владиславович ЖОЛТОВСКИЙ

Биография



Иван Владиславович Жолтовский родился 27 ноября (16 ноября) 1867 года, в Белоруссии, в городе Пинске.

Способности к рисованию у Вани Жолтовского проявились с детских лет, но из-за недостатка средств в семье, пусть и помещичьей, нанять учителя ему так и не смогли. Удовлетворить тягу к рисованию мальчик смог, только поступив в общеобразовательную гимназию. Закончив в 1887 году с золотой медалью учебное заведение, юноша поступает в Академию художеств города Санкт-Петербурга на отделение архитектуры. Так как от родителей помощи ждать не приходилось, И.В. Жолтовский начал подрабатывать у известных петербургских архитекторов в качестве помощника, и на втором курсе он поступил в мастерскую зодчего Р.Р. Марфельда.

Первый свой проект Иван Владиславович выполнил в 1889 году, создав эскиз многоквартирного доходного дома. Этот проект позже был реализован на средства промышленника Сипягина. Приобретенные навыки и талант будущего архитектора И.В. Жолтовского заметили и начали предлагать ему выгодные заказы, среди которых был и дворец, принадлежавший графу Юсупова. В нем Иван Владиславович занимался отделкой домашнего театра и нескольких кабинетов.

На последнем курсе, молодой человек поступает на работу в архитектурный отдел, действующий при Министерстве путей сообщения. Там архитектор занимается проектированием и надсмотром за строительством железнодорожных станций, промышленных объектов и общественных зданий, среди которых было и Офицерское собрание города на Неве.

В студенческие годы, в дни летних каникул, юноша путешествует по стране и зарубежью. Он побывал на Русском Севере, Германии, Италии и туманном Альбионе. Особые впечатления оставила поездка в Италию, где Иван Жолтовский испытал страсть к великой архитектуре эпохи Возрождения, занимаясь составлением проектов этих построек. Эти чувства перерастут затем в отличительную особенность составленных им проектов зданий и сооружений.

В 1895 году Иван Владиславович Жолтовский участвует в конкурсе проектов памятника архитектору Константину Андреевичу Тону, и получает главную награду - первую премию. В этот же год французская королевская Академия архитектуры присуждает мастеру Золотую медаль за его памятник Христиану Ганеману - основателю гомеопатии. В 1897 году Иван Жолтовский, выполнив эскизы очередного доходного дома, с блеском проводит защиту своего диплома и награждается Серебряной медалью с присвоением звания «Архитектора-художника».

К этому времени молодой человек был уже женат и не найдя постоянной работы в Санкт-Петербурге, принимает предложение стать городским архитектором в далеком Иркутске. Но этим планам, наверное, к счастью, не суждено было осуществиться. Проездом в Москве Иван Жолтовский останавливается у своего знакомого скульптора Н. Андреева. Иван Владиславович, рассказал о своем назначении. Недолго думая, Андреев обращается в попечительский совет известного Строгановского училища и рекомендует ему талантливого зодчего. Согласие было получено незамедлительно и И.В. Жолтовского принимают на работу руководителем класса архитектурного рисования. Это был важный поворот в его судьбе, который навсегда связал его с городом Москвой.

В 1901 году архитектор И.В. Жолтовский разработал свой первый, во всех смыслах, крупный проект - грандиозное здание для Скакового общества на Московском ипподроме, которое впоследствии дорабатывал вплоть до 1951 года.

В первой декаде XX столетия по проектам архитектора было возведено немало зданий в Москве и Подмосковье. В этот же период вместе с Р. Клейномон принимал участие в проектировании Музея изящных искусств. В частности, им был разработан чертеж ведущей к передней колоннаде парадной лестницы.

Однако, наибольшая известность пришла к нему после окончания строительства городского особняка Тарасова, расположенного на Спиридоновке. Именно благодаря этому проекту Иван Владиславович был избран в 1909 году академиком архитектуры.

Занимаясь архитектурной практикой, Жолтовский не прекращает преподавательскую работу в Строгановском училище, где им была создана школа-мастерская. Зодчий также занимается разработкой собственной теорией гармонии в архитектуре, в основу которой была заложена стилистика итальянских зодчих эпохи Возрождения.

После 1917 года творческая мастерская архитектора вошла в состав ВХУТЕМАСа. В этот период он преподавал таким известным в будущем архитекторам, как И.А. Голосов, Н.Д. Колли, К.С. Мельников и С.Е. Чернышев.

Архитектурную практику И.В. Жолтовский был вынужден оставить после создания проекта I Сельскохозяйственной выставки вместе с художницей А. Экстер. Эскизы и наброски павильонов вызвали неприятие в среде архитекторов-конструктивистов, добившихся передачи проекта новым исполнителям.

После переезда Советского правительства в Москву, по указанию В.И. Ленина Иван Владиславович был назначен руководителем комиссии по составлению плана реконструкции столицы. Вместе с А.В. Щусевым был выполнен этот проект, но из-за начала в стране Гражданской войны идеи так и не были реализованы. После этого И.В. Жолтовский прекращает заниматься архитектурной практикой и полностью отдает себя преподавательской работе. Правда, в 1921 году он все же возглавил работы по восстановлению (реконструкции) сценической части здания Большого театра. В начале 1941 года группа видных советских архитекторов под руководством академика архитектуры, лауреата Сталинской премии И.В. Жолтовского по заданию Комитета по делам искусств, разработала проект наружной реконструкции здания Большого театра.

В 1923 году архитектор по совету А.В. Луначарского отбывает в заграничную командировку в Италию, где пробыл три года. Там он работал в библиотеках, изучал архивные документы и занимался обмером зданий, относящихся к эпохе Возрождения.

В 1926 году Иван Владиславович Жолтовский вернулся на родину и увидел, что большинство его бывших учеников стали, в большинстве своем, приверженцами конструктивизма. Вновь создав архитектурную мастерскую, зодчий начинает разъяснять, что авангард в архитектуре с успехом может сосуществовать с классикой - наследием зодчих эпохи Возрождения. Именно в этот период архитектор осуществил пристройки к зданию Госбанка на улице Неглинной, наглядно представив свою архитектурную манеру, принятую с одобрением тогдашней властью.
Таким образом, в советской России архитектор И.В. Жолтовский стал основателем нового стилистического направления в архитектуре - так называемой неоклассики.

В начале 1930-х годов Иван Владиславович руководил разработкой крупных проектов по всей территории Советского Союза, включая и знаменитые Днепрогэс и город-курорт Мацесту. Не оставалась в стороне и Москва, где были возведены великолепные дома на Моховой, Смоленской площади и на Большой Калужской улице.

В послевоенный период архитектор И.В. Жолтовский начинает работать в несколько ином направлении - крупнопанельном домостроении, разрабатывая проекты таких зданий для различных климатических зон. Кроме этого, участвовал в создании автоматизированных линий по выпуску типовых деталей вместе с инженерами-конструкторами.

Начиная с середины 1950-х годов и до конца жизни, архитектор занимался исключительно преподавательской работой в Московском Архитектурном институте (МАИ).

Не стало великого русского зодчего в 1959 году, на 91-м году жизни. Предали его земле на Новодевичьем кладбище. В память об И.В. Жолтовском на фасаде здания по Вознесенскому переулку, 6, в котором он жил с семьей с 1926 года, установлена мемориальная доска.